Тезей (5)
1. Данный миф содержит несколько сюжетных линий. Аргивяне поклонялись луне в образе коровы, поскольку рогатая молодая луна считалась источником любой воды и, следовательно, корма для скота. Три ее цвета — белый для новолуния, красный для полнолуния и черный для убывающей луны — соответствуют трем возрастным ипостасям лунной богини — девственнице, нимфе и старухе. Ио меняет свой цвет так же, как его меняет луна, а вместо «красного» мифографы вставили «фиолетовый» потому, что ion по-гречески — фиалка. Считалось, что дятлы стучат по стволам дубов к дождю, а Ио была луной, приносящей дождь. Пастухам очень нужен был дождь в конце лета, когда оводы нападали на стада и приносили им много мучений. В Африке племена негров-скотоводов до сих пор при появлении оводов торопятся сменить пастбище. Вероятно, аргивские жрицы Ио ежегодно исполняли танец телок, изображая при этом, как их мучают оводы. Наряженные дятлами мужчины стучали в это время в дубовые двери и кричали: «Ио! Ио!», призывая тем самым дождь, чтобы избавить скот от мучений. Не исключено, что так возник миф о превращениях в коров коанских женщин (см. 137. s). Аргивяне, основавшие колонии в Эвбее, на Босфоре, на Понте Эвксинском, в Сирии и Египте, принесли с собой этот танец дождя. Вертишейка, которая считалась основной оргиастической птицей луны-богини, вила гнезда на ивах и поэтому была связана с магией воды (см. 152.2).
2. Легенда, придуманная для того, чтобы объяснить распространение этого ритуала на восток, а также схожесть культа Ио в Греции, Исиды в Египте, Астарты в Сирии и Кали в Индии, наслоилась на две не связанные между собой истории: одна повествовала о священной луне-корове, которая блуждала по небесам, охраняемая звездами (она имеет много общего с ирландской легендой о Зеленом Стриппере), а вторая — о жрицах луны, которых предводители вторгшихся эллинов, называвшие себя Зевсами, насильно брали в жены, к ужасу местного населения. Гера, будучи женой Зевса, затем предстает испытывающей ревность к Ио, хотя Ио — всего лишь одно из имен «волоокой» Геры. В аргивском празднике оплакивания Ио многое напоминает оплакивание Деметрой Персефоны, особенно если учесть, что в мифах Ио приравнивалась к Деметре. Более того, раз в три года в Келеях близ Коринфа праздновались мистерии Деметры, которые, как утверждалось, были основаны братом Келея царем Элевсина. Гермеса называют сыном Зевса-Пикуса («дятел»), причем Аристофан в «Птицах» (480) обвиняет Зевса в том, что он украл скипетр дятла. Пана также считают сыном Гермеса и нимфы Дриопы, а латинского Пана — Фавна полагали сыном Пикуса («дятел»), которого Кирка превратила в дятла за то, что он отверг ее любовь (Овидий. Метаморфозы XIV .6.). На критской могиле Фавна была эпитафия: «Здесь лежит дятел, который также был Зевсом» («Суда под словом Picos») . Все трое были пастушескими богами, во власти которых был дождь. Имя Ливии обозначало дождь, и зимние дожди приходили в Грецию из Ливии.
3. То, что Зевс был отцом Эпафа, ставшего предком Ливии, Агенора, Бела, Эгипта и Даная, предполагает, что поклонявшиеся Зевсу ахейцы пытались распространить свою власть на все «морские народы» юго-восточного Средиземноморья.
4. Миф о пигмеях и журавлях повествует о высокорослых
скотоводческих племенах, которые ворвались в верховья Нила
из Сомали и оттеснили пигмеев дальше на юг. Их называли
"журавлями" потому, что, как раньше, так и сейчас, они часто
стоят на одной ноге, поджав другую и поддерживая ее рукой за
лодыжку, опершись при этом на копье.»[1]
Из него следует, что Ио была фосфором или
облаком, парами фосфора в образе мифической
коровы. То, что Ио считалась жрицей в храме
Геры, говорит нам о следующей связи азота и
фосфора:
«Получить азот можно из воздуха отнятием от последнего кислорода
фосфором, сжигая фосфор под колоколом, наполненным воздухом и
погруженным в воду.
…Невозможно добыть азот в чистом состоянии из воздуха
(удалением из последнего углекислого газа, паров воды и кислорода),
так как вместе с азотом остаются: аргон и спутники последнего»[2]
В этом и состоит суть мифической ревности
Геры – отнятие кислорода. Аргон – спутник
Геры и вынужденный спутник Ио – это и есть
инертный газ аргон. (Его светимость как раз
напоминает т.н. «глаза павлина», за что
он и был прозван Паноптом, т.е. Всевидящим
и считался (всего лишь
считался!) похожим на звездное небо и не более
того).
Дешифровка Ио как фосфора подтверждается
ом Луны, которой поклонялись аргивяне.
Луна-Селена по дешифровкам также является
фосфором (желтым). Кроме того, указание на
смену цвета коровы Ио от белого через
красный до черного – тоже свидетельствует
о фосфоре.
Фиолетовый цвет фосфора можно было бы
оставить на совести мифографов,
как утверждает Грейвс, но современные ученые
говорят:
«Красный фосфор — порошок красно-бурого цвета, не ядовит.
Нерастворим в воде и сероуглероде. Установлено, что красный фосфор
представляет собой смесь нескольких аллотропных модификаций,
которые отличаются друг от друга цветом (от алого до
фиолетового) и некоторыми другими свойствами.»[3]
Оводом Геры, предназначенным для Ио, можно,
наверное, считать присутствие окислов азота.
Сюжет мифа о стороже Аргусе-аргоне, участии
Гермеса-ртути в освобождении Ио в том числе
с помощью волшебной флейты,
названной по имени нимфы Сиринги,
преследуемой Паном (тоже кислородом),
оказывается многослойным, но тоже дешифруется.
Во-первых, смесь аргона, кислорода и азота
создает условия для специфического наркоза,
что и объясняет усыпление Аргуса
Панопта. Во-вторых, миф о Пане и Сиринге
может означать природное явление, связанное
с действием кислорода и образованием какого-то
(трубчатого?) минерального образования,
чей образ схож с тростником
(а в другом агрегатном состоянии
почитался нимфой Сирингой).
В-третьих, химическое соединение Hg – Ar
тоже есть, оно образуется в электрическом
разряде. Эффект, при котором ртуть гасит
искорки аргона, тоже известен. Он
используется сегодня при производстве
люминесцентных ламп.
Иинкс, околдовавшая Зевса и превращенная в
вертишейку, также была дочерью Пана-
кислорода и Эхо. Этот сюжет может
свидетельствовать о переходе кислорода-Зевса
в другое агрегатное состояние или какое-то
соединение. Кстати, кислород-Зевс в образе
дятла может быть примечателен
наличием красного цвета. Я с удивлением узнала,
что кислород, действительно, может быть
красным! Правда, при условии давления 13-18
гигапаскалей, в твердом виде. К тому же
вертишейка – птицы семейства дятловых.
Так что именно от Иинкс Зевс получает
что-то в свою новую формулу или
состояние («околдован Иинкс»).
Ио-фосфор и ее установления
поклонений Деметре-метану тоже объяснимы.
Оба они связаны с плодородием почвы.
Сыном кислорода-Зевса и фосфора-Ио
становится Эпаф – вспышка, сияние,
олицетворение горение фосфора в кислороде
или фосфорный ангидрид.
Именно поэтому «надменный» Эпаф, как его
часто именуют в мифах, смеется над Фаэтоном,
сыном кальциевой воды – Климены
и фосфора-Гелиоса - фосфидом кальция,
который горит даже под водой (как и все
фосфиды) и выделяет тепло при горении
(миф о Фаэтоне, возможно, связан с
возгоранием фосфина и дифосфина)[4], но в
своем свечении не сравним со вспышками
фосфорного ангидрида. Оба они, по
существу, оказываются «родственниками»,
поскольку содержат в своем составе фосфор.
Следующая примечательная деталь мифа –
образ Ливии, которая оказывается схожа с
юго-восточным ветром и образом дождя.
Здесь явное напоминание об образе Нота,
его я дешифровала как черный фосфор
(юг, темные испарения). Именно его
освободил Зевс для того, чтобы
наслать потоп на Землю, а братьев-ветров
Нота запер в пещеры их отца
фосфора-Эола. Ио тоже ассоциируется с
дождем, учитывая танцы аборигенов.
Как объяснить связь между фосфором и дождем? Примерно так. Фосфорный ангидрид P2O5 энергично взаимодействует с водой, отнимает воду от других соединений и поэтому используется для осушения газов. Во многих случаях он отнимает от различных веществ также химически связанную воду и как бы насыщается кислородом. Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой идёт весьма энергично и сопровождается значительным выделением тепла. Возможно, что именно этот момент фиксировался в мифах как образование Нота.
Но я не исключаю и того факта, что образование облаков фосфора и оксида фосфора связано с выпадением кислотных дождей. Очень часто ученые отмечают, что фосфорная кислота в виде кислотного дождя не только может поражать растительность только в очаге поражения, но и при попадании в почву через некоторое время становится фосфатным удобрением.
[1] Грейвс Р. Ио http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/graves/graves/56-84/56.htm
[2] Получение азота http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.wikiznanie.ru%2Fru-wz%2Findex.php%2F%25D0%2590%25D0%25B7%25D0%25BE%25D1%2582&text=%E8%F1%EA%F0%E0%20%E0%E7%EE%F2%E0%20%E2%20%F4%EE%F1%F4%EE%F0%E5
[3] Неорганическая химия. Элементы и их соединения. Фосфор.
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fedu.ksu.ru%2Frussian%2Flib%2Flib_chemo%2Fpage%3D2%2Fid%3D2866%2F&text=%F7%E5%F0%ED%FB%E9%20%F4%EE%F1%F4%EE%F0%2C%20%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5%20%EA%E8%F1%EB%EE%F2%FB
[4] Фосфид кальция в сухой атмосфере совершенно устойчив, во влажном же воздухе или при смачивании водой он разлагается на гидрат окиси кальция и фосфористый водород:
Са3Р2 + 6Н2О = ЗСа(ОН)2 + 2РН3.
Фосфористый водород ввиду наличия в нем, кроме РН3, еще и других фосфинов (Р2Н2) самовоспламеняется на воздухе.
Зажигательные составы, http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Ffeuerwerk.narod.ru%2Ffire.htm&text=%F4%EE%F1%F4%E8%E4%20%EA%E0%EB%FC%F6%E8%FF%20%E3%EE%F0%E5%ED%E8%E5
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка