Циклопы
1.5. Циклопы
Циклопы (Киклопы, греч.: Κύκλωπες — «круглоглазые»)
«Также Киклопов с душою надменною Гея родила —
Счетом троих, а по имени — Бронта, Стеропа и Арга.
Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.
Были во всем остальном на богов они прочих похожи,
Но лишь единственный глаз в середине лица находился:
Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы»,
Что на лице по единому круглому глазу имели.
А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.»[1]
«В древнегреческой мифологии одноглазые великаны, сыновья Урана и Геи. По наиболее древним представлениям, они изготовили для Зевса молнии — стрелы, с помощью которых тот одолел титанов.» В этом случае упоминаются три брата циклопа: Арг, Бронт и Стероп, рожденных вслед за гекатонхейрами. «Киклопы представляли и как подручных бога Гефеста в его кузнице, и как строителей мощных стен в Микенах и Тиринфе, сложенных из огромных неотёсанных камней («киклопические постройки»). Согласно «Одиссее», киклопы — дикое племя, живущее где-то на западе в пещерах на отдалённом острове и не признающее над собой власти богов; к числу этих киклопов принадлежит Полифем, ослепленный Одиссеем.»
«В античном искусстве киклопов изображали с одним глазом во лбу; иногда намечались еще два глаза на обычном месте.»[2]
Циклопы – это циклоны, они же - «одноглазые» вихри, которые в мифах различаются, как дети Урана или Посейдона, т.е. производные реакций с участием разных химических элементов и соединений.
Пример атмосферного циклона дает наглядное представление об этом явлении и его «одноглазости». Синоптики говорят в таких случаях о «глазе бури»:
Имена детей Урана говорят сами за себя: Бронт, Стероп и Арг – Гром, гремящий, Молния (я предпочитаю переводить, как Блеск, Вспышка, подобная звезде) и Перун (хотя в моей транскрипции перун – это не молния, а или удар, разряд, отсюда русское слово прать – стирать ударами старинного приспособления, или огонь. А еще есть вариант перевода имени Арга, как змеи или вихря). Так древние народы зафиксировали для нас глобальное явление, комплексно обозначив его характеристики: атмосферное давление на Земле вызывало появление громадных белых вихрей с одним «глазом».
Последующие интерпретации уже расщепили некогда единый образ на три самостоятельных и разрозненных образа каждого из циклопов. Так сложнее было восстанавливать анамнез в «истории болезни» Земли. Обратите внимание: на место целостного восприятия явления заступает дискретность: гром, молния, удар – три разных Образа, три разных сущности.
Возможно, что это были три разных вида циклонов, с преобладанием в каждом по какой-то одной характеристике. Древние говорили, что у каждого из них был ОДИН глаз. Но, может быть, это был один глаз на всех? Тогда у одного Образа есть и одно имя – гремящее-сверкающий белый одноглазый, круглоглазый вихрь, циклон, образовавшийся опять же внутри земных недр.
Образно при формировании циклонов образуются коровы и овцы – облака разной формы и объема, заквашивается т.н. «сыр». Но все это – образы, перенесенные в систему координат земного бытия.
Ну, как не назвать «баранами» и «овцами» такие вот облака:
Народная образная память ставила перед собой более серьезную задачу, не зримую воочию, не очевидную. Она стремилась в мифах т.с. подручными средствами зафиксировать глобальные перемены на Земле.
Новые земные явления буквально поражали воображение людей. Кто может создать такой большой белоснежный вихрь, если не гигант? Для образного восприятия людей они были живыми сущностями, порожденными Землей, ни в коей мере не человеками, но специфическими, мифическими «людьми», одним из поколений «детей» Земли.
В этом отношении миф, изложенный у Овидия и Гесиода о так называемых «пяти веках» человечества тоже надо понимать образно – это пять поколений мета-морфоз – глобальных изменений земного, природного вещества! Они ознаменовали собой эру климатических перемен на Земле, эру разнузданности и борьбы стихий, вызванных деяниями человека.
Свидетельства об этих явлениях – доисторические, лишь потом записанные текстом, т.е. отраженные письменностью, как более поздним явлением по сравнению с образным мировосприятием, не требовавшим «плоской» фиксации знаний. (Видимо, что-то произошло с памятью людей, она атрофировалась на глубинном уровне, для чего и понадобились новые формы фиксации культурного наследия. Между прочим, речь может идти и об определенной блокировке подсознания, в том числе по причине психофизического дисбаланса энергий в самих людях, спровоцировавших и переживших последствия глобальных природных катаклизмов).
Примечательно также и то, что Уран именно загоняет циклопов в Тартар. Забегая вперед, скажем, что Кронос, например, своих детей проглатывал, т.е. поглощал в атмосфере Земли, где его потомство накапливалось до очередного катаклизма. Уран этого сделать не мог. Зато Зевс мог вызывать и использовать силу и молнии циклопов, т.е. способен был проникать внутрь Земли. Это все характерные детали физико-химических реакций, атмосферно-геологических процессов Земли.
Кроме того, циклопы в последствии станут подручными Гефеста, а значит, подземными вихрями, раздувающими огонь в кузницах вулканов.
Одиссей сражался с циклопом Полифемом, рожденным Посейдоном, и побеждал его, благодаря вину Аполлона, которое ему дал жрец Марон (в переводе с поэтического языка греков Марон тоже означает вино).
О чем это говорит? О том, что циклонами древние народы могли управлять, в том числе с помощью конкретного вещества или соединения, олицетворением которого был Аполлон. Аполлон убил циклопов в отместку за смерть Асклепия, тени их поселились в мрачных пещерах вулкана Этна.
Был еще и циклоп Герест, на могиле которого в связи с начавшимся в Афинах мором, были принесены в жертву Персефоне дочери Гиакинфа.
[1] Гесиод «Теогония»
[2] Большая Советская Энциклопедия, Мифологический словарь, Минск: «Университетское», 1989г., Гесиод. Полное собрание текстов.// Пер. В.В.Вересаева, О.П.Цыбенко — Лабиринт, 2001, материал взят с сайта http://www.bl.uk
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк