Эвринома и Офион
1.2. Пеласгический миф творения. Эвринома и Офион[1]
В начале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях - и перед ее глазами предстал великий змей Офион.
Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца. Таким же способом и Эвринома зачала дитя.
Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.
Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры.
Из Хаоса восстала Эвринома, различив небо и море, Одно и Иное. И сей миг закрутило нутро ее различением, завертело саму в неистовом танце, взывая продолжить творение. Вот из ладошек богини ее дуновением возник тождественный всему Офион. Так Различение отличило свою красоту безобразием ядовитого Тождества. Расцвела Эвринома, и возжелал ее Офион. Покрыл Змей богиню и тем отличился, от богини всего лишь, и только. А Эвринома, впитав в себя это ужасное семя, не стала тождественной, напротив, она различила себя до голубки и принесла Мировое яйцо. Затем она отдыхала. Те дни семью кольцами тождеств яйцо обвивал Офион, его согревал до тех пор, пока не проклюнулся Мир. Тогда утвердилось небо и море. А Одно и Иное получили отличие. Возгордился змей Офион, позабыв, что не Тождеством рожден сущий Мир, а от Тождества Различением. Но тут не дремала тонколодыжная дева и вдарила пяткой. Получив ногой по зубам, ничтожество скатилось с Олимпа и провалилось в Ничто. С тех пор этим Миром правит одно Различение, несравненная Эвринома, никогда не равная даже самой себе. Мать всего сущего. А из подземелий беззубый шипит Офион, прельщая наивные души тождественностью ему не подвластного.
Миф об Эвриноме и Офионе как бы стоит особняком в целостной и взаимосвязанной цепочке преданий Древней Греции о богах. Хотя бы потому, что Офион больше нигде не упоминается, т.е. не является действующим лицом мифов. Несмотря на то, что его называют старейшим из титанов, фактически он правил Олимпом задолго до рождения титанов и титанид от Геи и Урана. В некоторых версиях мифа Офион, например, является порождением Земли, но это тоже надо понимать образно, как реакцию недр планеты на разного рода воздействия.
Только дважды у Овидия есть намек, возможно, на Офиона. Так, в мифе о Фаэтоне словами Гелиоса поэт упоминает:
В небе прорезана вкось широким изгибом дорога,
Трех поясов широтой она ограничена: полюс
Южный минует она и Аркт, аквилонам соседний.
Этой дороги держись: следы от колес ты заметишь.
Чтоб одинаковый жар и к земле доносился и к небу,
135 Не опускайся и вверх, в эфир, не стреми колесницу.
Если выше помчишь - сожжешь небесные домы,
Ниже - земли сожжешь. Невредим серединой проедешь.
Не уклонился бы ты направо, к Змею витому,
Не увлекло б колесо и налево, где Жертвенник плоский.[2]
Дорога вкось как бы оставляет полюса – северный и южный - по бокам. Витой змей располагается справа от дороги Гелиоса. А то, что змей этот связан с северным полюсом, проясняют слова о начале пожара, вызванного поездкой Фаэтона:
Тут в лучах огневых впервые согрелись Трионы,
К морю, запретному им, прикоснуться пытаясь напрасно.
Змий, что из всех помещен к морозному полюсу ближе,
Вялый от стужи, дотоль никому не внушавший боязни,
175 Разгорячась, приобрел от жары небывалую ярость.[3]
Но здесь, скорее, речь может идти о каком-то газе, связанном в лед (газовые гидраты?) под или вблизи Северного полюса. Именно поэтому он был «вял от стужи»[4].
В мифе о Кадме упоминается еще и ареев дракон (Бри-арей?), а также косвенно - небесный змей, которым размежеваны Аркты:
«Змей, извиваясь, меж тем чешуями блестящие кольца
Крутит, единым прыжком изгибаясь в огромные дуги,
И подымается вверх, на полтела и более, в воздух,
И уж глядит с высоты, с небесным равняется змеем,
45 Кем, - если видеть его во весь рост, - размежеваны Аркты.»[5]
Здесь речь может идти и о северном сиянии. Сегодня известны т.н. «авроральные области» в полярных районах Земли на больших высотах, где в ионосфере существуют неоднородности. Это возбужденные ионы газов, соединившиеся в своего рода плазменные канаты, протянутые вдоль силовых линий магнитного поля Земли. Возможно, именно так и «межуются» Аркты неким змеем. Тогда просто удивительно, что древние народы, которых принято считать младенческими и наивными, об этом знали. Это явный парадокс, который свидетельствует в пользу высокоразвитой цивилизации древних.
Эвринома, помимо данного мифа, упоминается в качестве океаниды – дочери Океана и Тефиды. Но, возможно, это уже совсем другая Эвринома, ведь в рассматриваемом мифе речь идет о некоей прото-Евриноме, чье имя, кстати, можно перевести как «широкий закон», т.е. некое общее явление.
Во всяком случае, Эвринома и Офион, как первые хозяева Олимпа, оказались не настолько всесильны, чтобы активно участвовать в дальнейшей жизни Земли. Тем не менее, они могли заложить основы нового мирового порядка и далее являться в мифах под другими именами. Насколько я могу судить, в мифах, как правило, одна и та же, по сути, энергия может быть представлена разными образами и иметь разные (а иногда и схожие) имена в случае, если оказывается порождена разными родителями.
Но все же, на мой взгляд, Эвринома и Офион – явления, оказавшие на всю дальнейшую эволюцию Земли глобальное влияние.
Почему?
Если представить себе, что Земля – это мировое яйцо, то Эвринома может быть образом некоей заряженной энергии, охватившей Землю наподобие поля или вещества. Образ перепелки, а также разного рода птиц в мифах соответствует, как правило, неким летучим соединениям, вспышкам, сопровождавшим реакции, например, связанные с газом. Так и Эвринома могла быть газом[6], а ее танец – процессом ионизации газа.
Тогда Офион – образ формирования вокруг этого заряженного газом пространства или ионизированного поля вокруг земного яйца некоего встречного потока. Возможно, радиационного пояса.
Современные исследования Земли подтверждают, что наша планета окружена газовой оболочкой. Но при этом она окружена и слоями заряженных частиц большой энергии, так называемыми радиационными поясами. Образование этих поясов является естественным следствием наличия у Земли магнитного поля. Могла ли таким Магнитным полем быть Эвринома? Думаю, образно могла. Тогда образно сама Земля и породила змея Офиона. Именно магнитное поле Земли удерживает радиационный пояс вокруг планеты, состоящий из частиц высоких энергий.
Происхождение же земного магнитного поля связано с вращением планеты (танец Эвриномы?) и наличием токов в глубинных, жидких проводящих слоях внутри Земли. Ученые называют это «эффектом динамо-машины с самовозбуждением».
[2] Овидий Публий Назон «Метаморфозы», книга вторая
[3] там же
[4] Продолжение гласит:
«Помнят: и ты, Волопас, смущенный, бросился в бегство,
Хоть и медлителен был и своею задержан повозкой!»
В нем речь идет очевидно, о гиганте Алкионее, который в свое время угнал быков Гелиоса.
[5] там же, книга третья
[6] Между прочим, само (французское) слово газ имеет оригинальное происхождение от греческого chaos - хаос. А для древнегреческих мифов характерно: явление газа сродни духу, так каждый газ они называли мифическим человеком, причем мужчиной (женщина была жидкостью).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - купить лайки