Язон (8)
f. Уже слева от них за спиной остались Наксос, Делос и Парос, а справа проплывали Лебинф и Калимна, когда Икар ослушался отца и стал подниматься все выше и выше к солнцу, радуясь силе, которая поднимала его вверх. Когда Дедал в очередной раз посмотрел через плечо, Икара уже не было видно — только волны внизу качали разлетевшиеся перья. Жар солнца растопил воск, Икар упал в море и утонул. Дедал все кружил и кружил над этим местом, наконец, на поверхности моря появилось тело Икара и отец бережно перенес его на ближайший остров, который теперь зовется Икария, и похоронил сына. На росший рядом каменный дуб села куропатка и, радостно покрикивая, смотрела на Дедала — наконец-то душа его сестры Поликасты дождалась отмщения. По названию этого острова омывающее его море теперь называется Икарийским [6].
g. Однако некоторые не верят в эту историю и говорят, что Дедал бежал с Крита на лодке, которую ему достала Пасифая, и что, когда они плыли на Сицилию и хотели высадиться на небольшой остров, Икар вывалился из лодки в море и утонул. Они добавляют, что Икара похоронил Геракл в благодарность за то, что в Писе Дедал сделал такую красивую статую Геракла, что тот принял ее за живого соперника и свалил ее камнем*. Есть и такие, кто говорит, что Дедал изобрел паруса, а не крылья, для того чтобы галеры Миноса не смогли догнать его, и что Икар неумело правил лодкой и утонул, когда та перевернулась [7].
h. Дедал летел на запад до тех пор, пока не приземлился в Кумах, что под Неаполем. Там он посвятил свои крылья Аполлону и построил ему златоверхий храм. После этого он посетил Камик в Сицилии, где был гостеприимно встречен царем Кокалом, и стал жить среди сицилийцев, наслаждаясь громкой славой и построив множество великолепных зданий [8].
…
m. И еще. Талосом также звали быкоголового медного стража, которого Зевс подарил Миносу для охраны Крита. Некоторые говорят, что он — один из тех людей Медного века*, которые возникли из ясеня. Другие утверждают, что его на Сардинии выковал Гефест и что у него была одна-единственная жила, проходившая от шеи к лодыжкам, где ее затыкал медный гвоздь. Талоc должен был трижды в день обегать Крит и швырять камни во все корабли чужестранцев, а трижды в год ему следовало не спеша обходить все критские деревни, знакомя их с законами Миноса, начертанными на бронзовых табличках. Когда жители Сардинии попытались вторгнуться на Крит, Талоc раскалил себя докрасна и, злобно смеясь, уничтожил их всех в своих огненных объятиях. Отсюда и пошло выражение «сардонический смех». Причиной смерти Талоса стала Медея, которая вынула из жилы медный гвоздь и выпустила из него всю кровь. Некоторые, правда, говорят, что он погиб оттого, что аргонавт Пеант ранил его в лодыжку отравленной стрелой [12].
1 Аполлодор III.15.8; Плутарх. Тесей 19; Ферекид. Цит. по: Схолии к "Эдипу в Колоне" Софокла 472; Гигин. Мифы 39.
2 Аполлодор. Цит. соч.; Овидий. Метаморфозы VIII.236-259; Гигин, Мифы 274; Плиний. Естественная история VII.57.
3 Фульгенций. Мифы III.2; Диодор Сицилийский IV.76.6.; Гигин. Мифы 39; Павсаний VII.4.5.
4 Павсаний 1.21.6; Сервий. Комментарий к "Энеиде" Вергилия VI.14; Овидий. Цит. соч..
5 Диoдор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор. Эпитома I.12.
6 Исидор Севильский. Начала XIV.6; Гигин. Мифы 40; Овидий. Метаморфозы VIII.182-235.
7 Диодор Сицилийский IV.77; Аполлодор II.6.3; Павсаний IX.11.2-3.
8 Вергилий. Энеида VI.14 и ел.; Павсаний VII.4. 5; Диодор Сицилийский IV.78.
9 Павсаний. Цит. соч.; Аполлодор. Эпитома I.14-15; Диодор Сицилийский IV.79.
10 Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Геродот VII.170.
11 Павсаний VII.2.2; Диодор Сицилийский IV.30.
12 Суда под словом Risus sardonicus (сардонический смех); Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV. 1639 и cл.; Аполлодор I.9.26; Платон. Минос. 320 с.
* * *
1. Гефеста иногда называют сыном Геры и Талоса (см. 12.с), а Талоса - юным племянником Дедала. Однако Дедал был младшим членом дома Эрехтеев, который был основан значительно позже рождения Гефеста. Такое хронологическое несоответствие является не исключением, а правилом в мифологии. Дедал или Талоc и Гефест в силу схожести их атрибутики могут считаться различными эпитетами одного и того же мифического персонажа.
2. Вероятно, весной в честь луны-богини исполнялся эротический танец куропатки, в котором мужчины прихрамывали и надевали крылья. В Палестине такой обряд под названием Pesach («хромота») продолжали исполнять, согласно Иерониму, в Бет-Хогла («Святилище хромого»), где танец имел рисунок спирали. Анафа, остров к северу от Крита, с которым Минос заключил договор (см. 91.a), был в древности знаменит тем, что на нем отдыхали перелетные куропатки.
3. Миф о Дедале и Талосе, как и его вариант — миф о Дедале и Икаре, вероятно, возник на основе ритуалов: сжигания заместителя солярного царя, надевавшего орлиные крылья (см. 29.1) на весеннем костре, когда праздновался палестинский новый год, и сбрасывания фармака с крыльями куропатки, который также замещал царя-жреца, со скалы в море (см. 96.3), и, кроме того, умерщвления царя уколом ядовитой иглы в пятку (см. 9 ниже).
…
6. Гесихий говорит, что Талоc — это имя солнца, поэтому в первоначальном варианте мифа Талоc должен был обходить Крит раз в день. Однако, возможно, что было три группы стражей, которые сторожили критские бухты от пиратов и высылали дозоры. И поскольку Талос-солнце звался также Тавр ("Бык"; ср. Аполлодор I.9.26), его посещение деревень трижды в год предполагает шествие царя-солнца в ритуальной маске по стране, поскольку год на Крите делился на три сезона (75.2). Раскаленные докрасна объятия Талоса могут свидетельствовать о человеческих жертвоприношениях в честь Молоха, т.е. Мелкарта, которому в Коринфе поклонялись под именем Меликерта (см. 70.5) и который, вероятно, был известен и на Крите. Поскольку этот Талое появился из Сардинии, куда, как утверждают мифы, бежал Дедал, преследуемый Миносом, и поскольку он одновременно был подарком Зевса Миносу, мифологи упростили .весь рассказ, приписав изготовление Талоса Гефесту, а не Дедалу. На самом деле и Гефест и Дедал — это один и тот же персонаж. Sardonicus risus или rictus, т.е. скручивание лицевых мускулов, характерно для челюстного тризма*.
7. То, что у Талоса была единственная жила, относится к тайне древнего бронзового литья методом cire-perdue*. Сначала мастер делал восковой слепок, который затем покрывался слоем глины и закладывался в печь. Как только глина обжигалась, мастер протыкал слепок в определенном месте — между пятой и щиколоткой, чтобы из формы полностью вытек воск. После этого в готовую форму можно было заливать расплавленную бронзу. Когда бронза заполняла весь объем, ей давали застыть, а затем глиняную форму разбивали; получалась бронзовая фигура, полностью копировавшая восковой слепок. Критяне принесли с собой этот метод литья на Сардинию вместе с культом Дедала. Так как Дедал научился этому искусству от Афины, которую в Коринфе знали как Медею, рассказ о смерти Талоса можно считать результатом неправильного прочтения сакрального изображения, на котором Афина демонстрировала метод cire-perdue. Традиция, согласно которой расплавленный воск явился причиной смерти Икара, скорее, должна относиться к мифу о его родственнике Талосе, поскольку Талоc — медный человек — тесно связан со своим тезкой Талосом — кузнецом по меди, который изобрел циркуль.
8. Циркуль составляет одну из тайн искусства кузнеца по меди. Он особенно важен при точном нанесении окружностей на металл, когда необходимо выковать чашу, шлем или маску. Вот почему Талоc еще известен под именем Киркин («круглый») - эпитет, который в равной мере относится и к движению солнца, и к использованию циркуля (см. 3.2). Правильно подчеркивается изобретение им пилы, поскольку для мелких работ у критян была двузубая лучковая пила, которой они пользовались с огромным мастерством. Талоc является сыном ясеневой нимфы потому, что древесный уголь, получаемый из ясеня, дает большой жар, необходимый при плавке. Этот миф проливает свет на то, почему Прометей сотворил людей из глины.
9. Убийство Талоса Пеантом напоминает убийство Парисом Ахилла, пораженного в пятку, а также смерть кентавров Фола и Хирона (см. 126.3). Эти мифы во многом взаимосвязаны. Фол и Хирон умирают от отравленных стрел Геракла. Пеант был отцом Филоктета, и после того, как Геракл был отравлен другим кентавром, он приказал ему разжечь погребальный костер. В результате Филоктет получил те же стрелы (см. 145. b) и погиб от одной из них (см. 161.l). Чтобы убить Ахилла, приемного сына Хирона, Парис берет смертоносные стрелы Аполлона Фессалийского (см. 164.j). И, наконец, когда Филоктет мстит за Ахилла и убивает Париса, он пользуется еще одной стрелой из колчана Геракла (см. 166. е). Похоже, что в Фессалии царь-жрец умерщвлялся стрелой, пропитанной змеиным ядом, которую танист вонзал ему в ногу между пяткой и щиколоткой.
10. В кельтских мифах лабиринт стал означать царское погребение («Белая богиня», с. 105). О том, что это слово имело такое же значение у древних греков, говорится в Большом Этимологике, в котором это слово определяется как «горная пещера». У Евстафия (Комментарий к «Одиссее» Гомера XI, с.1688) это слово означает подземную пещеру. Этруск Ларе Порсена построил лабиринт на случай своей смерти (Варрон, Цит. по: Плиний. Естественная история XXXVI. 91—93). Были также лабиринты в «киклопских», т.е. доэллинских пещерах неподалеку от Навплии (Страбон VIII.6.2), на Самосе (Плиний. Естественная история ХХХIV. 27) и на Лемносе (Плиний. Естественная история XXXVI.19). Сбежать из лабиринта означало родиться вновь.
11. Хотя Дедал считается афинянином, так как аттический дем был назван его именем, искусство Дедала пришло в Аттику с Крита, а не наоборот. Игрушки, которые он делал для дочерей Кокала, вероятнее всего, были куклами с двигающимися конечностями, наподобие тех, которые так нравились Пасифае и ее дочери Ариадне (см. 88. е) и использовались в аттическом древесном культе Эригоны. В любом случае сестра Дедала Поликаста повесилась, как повесились Эригона и Ариадна (см. 79.2 и 88.10).
12. Обитатели Мессапии, жившие в Гирии, которая позднее называлась Урией, а теперь Орией, в классическую эпоху были известны тем, что сохранили критские обычаи — завитки на висках, одежды, вышитые цветами, двойной топор и т.п. Обнаруженные здесь черепки могут быть датированы XIV в. до н.э., что служит подтверждением мифа.»[1]
Несмотря на то, что отрывок из работы Грейвса я привела почти полностью, моя дешифровка образа Талоса будет довольно короткой – некое соединение аммония. Его родство с Дедалом объяснимо. Дедала я дешифровала как углекислый аммоний (вспомните, он посвящает свои крылья Аполлону). Медея, если в ее формуле все еще присутствует азот или стрела Эрота, может рассматриваться в реакции как азотная кислота, для которой аммиак – исходное сырье. Если Медея, все-таки, серная кислота (как и Афина), то она поглощает аммиак. Золотая жила Талоса – это просто пламя. Именно из-за нее Талоса и приписывают к героям огненного поколения.
Могу сделать еще одно примечание, касающееся киклопических, т.е. доэллинских лабиринтов. Эллинские лабиринты – это подземные пещеры, выстроенные фосфором. Киклопические постройки создавались другими элементами и соединениями, в том числе с участием углекислого газа. Таковы образы сизифова труда, постройки Зетом и Амфионом стен Фив, таков и лабиринт Дедала.
Миф о Дедале и Икаре, на мой взгляд, может быть связан с реакциями аммония. Опаление крыльев Икара солнцем может быть и реакцией горения аммиака в кислороде. Так и Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом. Осталось дешифровать присутствие воска или вещества, похожего на воск. На воск, кстати, похож и фосфор. Тогда полет Икара окажется в чем-то сходен в некотором роде с «подвигом» Фаэтона.
Фосфат аммония разлагается с выделением аммиака. Он же является основным компонентом аммофоса, диаммофоса, флюсов при пайке олова, бронзы, меди, цинка. Используется при фосфотировании металлов. В общем, оказывается тесно связан с Миносом.
Кроме того, не знаю, пригодится это кому-нибудь или нет, но углекислый и хлористый аммоний используются для получения синих, желто-зеленых, голубых и черных, различных цветов под бронзу на серебре, азотнокислой и сернокислой меди. (А одной из матерей Икара называют Меропу – по моей дешифровке сульфид меди).
Кроме того, если Минос – фосфорный ангидрид, а Дедал – соединение аммония, то, насколько я-непрофессионал могу судить по данным Интернета, оба они могут использоваться при производстве гексогена:
«Вместо калиевой соли можно использовать аммониевую соль, а вместо SO3 более безопасный фосфорный ангидрид P2O5.»[2]
Смерть Пелия. Главка. Бегство Медеи. Медея и Эгей. Медея и Геракл
Смерть Пелия – снова химическая реакция. Ее особенности представлены образно:
Медея же пообещала взять город в одиночку. Она велела аргонавтам спрятать корабль и спрятаться самим на каком-нибудь лесистом и пустом берегу в пределах видимости Иолка. Если .над крышей дворца в Иолке станут размахивать факелом, то это будет означать, что Пелий мертв, ворота открыты и они могут делать с городом все, что угодно.
d.. Во время посещения Анафы Медея обнаружила полую статую Артемиды и погрузила ее на «Арго». Теперь она одела своих двенадцать феакийских рабынь в довольно странные одежды и пошла во главе их к Иолку, причем статую Артемиды рабыни несли по очереди. Подойдя к городским воротам, Медея, придавшая себе вид дряхлой старухи, потребовала от стражей пропустить их. Она кричала пронзительным голосом, что богиня Артемида явилась из туманной земли гипербореев в колеснице, запряженной крылатыми змеями, чтобы принести счастье Иолку. Озадаченные стражи не посмели ослушаться, а Медея со своими рабынями стала носиться по улицам, подобно менадам, приводя жителей в религиозное неистовство.
е. Пробудившись ото сна, Пелий со страхом спросил, что хочет от него богиня. Медея ответила, что Артемида хочет отблагодарить его за благочестие и вернуть ему молодость, чтобы он смог зачать наследников вместо блудного сына Акаста, который недавно утонул вместе с кораблем у берегов Ливии. Когда Пелий засомневался в правдивости ее слов, Медея, стерев с лица следы старости, вновь стала юной на его глазах. «Такова сила Артемиды!» — вскричала она. Затем Пелий стал свидетелем того, как она на его глазах разрезала на тринадцать кусков старого барана и сварила его в котле. С помощью колхидских заклинаний, которые царь принял за гиперборейские, и торжественных призывов в помощницы Артемиды Медея сделала вид, что омолодила мертвого барана, а на самом деле ей удалось спрятать резвого ягненка внутри полого изваяния богини. Пелий, теперь уже полностью поверивший обману, согласился лечь на ложе, где под чарами Медеи он погрузился в глубокий сон. Затем она приказала его дочерям, Алкестиде, Эвадне и Амфиноме, разрезать его на куски так же, как она только что разрезала барана, и сварить все куски в том же котле.
[1] Грейвс Р., Минос и его окружение. Дедал и Талос, стр. 239-244 http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/88-93/92.htm
[2] Нитрамины. Циклотриметилентринитрамин, гексоген, 1,3,5-тринитро-1,3,5-триазациклогексан, cyclonite, Hexonite, RDX, C6, T4 (CH2NNO2)3
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.exploders.info%2Fsprawka%2Fbvv%2F29.html&text=%E3%E5%EA%F1%EE%E3%E5%ED%2C%20%F4%EE%F1%F4%EE%F0%ED%FB%E9%20%E0%ED%E3%E8%E4%F0%E8%E4%2C%20%E0%EC%EC%EE%ED%E8%E9
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк