Язон (5)
Еще одно сравнительное твердое соединение фосфора и водорода – твердый фосфористый водород (Р12Н6), который мы рассматривали при дешифровке образа Европы. Думаю, что этот образ мало подходит для ассоциации с Амиком.
В эпизоде с Амиком – второе главное действующее лицо - Полидевк, бессмертный сын Зевса. Учитывая, что его сестру – Елену прекрасную – я дешифровала как калийную селитру (она тоже одна из пары близнецов имела божественное, т.е. бессмертное происхождение), то и Полидевк может быть связан с калием и может предстать в виде того же едкого кали.
Так что победа Полидевка над Амиком – это, возможно, есть разложение соли фосфония щелочью. Причем, обратите внимание, в этом эпизоде мифа фигурируют перчатки из сыромятной кожи, предложенные Полидевку Амиком. У самого же Амика на перчатках были нашиты бронзовые шипы.
А для обработки кожи применяется т.н. смягчение или шакшевание, для которого используется органика, содержащая соли фосфорной кислоты. В то же время кожное вещество, обработанное щелочью, приобретает мягкость. Подкожный слой шкур, содержащий жир, не растворяется, а смыливается растворами щелочей.
Финей, гарпии, Зет и Калаид, Строфады
Финей является сыном Агенора, то есть, вероятно, присутствие фосфора в его формуле. Гарпии по моей дешифровке – это либо сернокислые, либо азотистые соединения. Бореады – снова фосфорные соединения. Суть эпизода такова: с помощью фосфора (бореады) можно «отнять» кислород (пищу для Финея - фосфора) у гарпий (окислов азота).
Бореады были остановлены у Строфад, т.е. там, где их действие уже было малоэффективным, потому что возобладали азотистые соединения (Ирида-иприт). Есть версия, согласно которой бореады были убиты.
Азотистые соединения имеют запах свежей рыбы, а фосфор в составе Финей может быть фактором образования фосфористого водорода – удушливого газа с запахом тухлой рыбы. Именно в таком ключе, очевидно, и понимается образное сравнение мифа о том, что гарпии портили пищу Финея.
Остров Аретиас, стимфалийские птицы
Стимфалийские птицы уже были дешифрованы в работах Корсаковой Т. Я поддерживаю эту версию дешифровки:
«Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них. Трудно было Гераклу выполнить это поручение Эврисфея. На помощь ему пришла воительница Афина-Паллада. Она дала Гераклу два медных тимпана, их выковал бог Гефест, и велела Гераклу встать на высоком холме у того леса, где гнездились стимфалийские птицы, и ударить в тимпаны; когда же птицы взлетят - перестрелять их из лука. Так и сделал Геракл. Взойдя на холм, он ударил в тимпаны, и поднялся такой оглушительный звон, что птицы громадной стаей взлетели над лесом и стали в ужасе кружиться над ним. Они дождем сыпали свои острые, как стрелы, перья на землю, но не попадали перья в стоявшего на холме Геракла. Схватил свой лук герой и стал разить птиц смертоносными стрелами. В страхе взвились за облака стимфалийские птицы и скрылись из глаз Геракла. Улетели птицы далеко за пределы Греции, на берега Эвксинского Понта (прим. - ныне Черного моря), и больше никогда не возвращались в окрестности Стимфала».
Известно также, что стимфалийское болото увеличивалось в размерах, когда подземный канал, по которому из него стекала вода, оказывался заблокированным. Это было отмечено у Павсания и Страбона. Было также и небесное знамение, которое помешало засыпать канал.
Стимфалийские птицы образно представляются как вспышки салюта, а дешифруются как выбросы из болота, подобные грязевым сопкам в Керчи. Они как бы имитируют маленькие вулканы. Под напором природных горючих газов из недр выдавливаются такие выбросы, которые содержат, не в последнюю очередь магний и различные соединения. (Отсюда, возможно, и свидетельства о бронзовых перьях). А как действует магний, соединяясь с воздухом, все мы знаем на примере праздничного салюта. Чем не «птицы с бронозовыми перьями, которые они сбрасывают на людей?»
Еще одно замечание. Афина - т.е. премудрость - помогает Гераклу, давая ему медные тимпаны Гефеста. Для обычных людей тимпаны - всего лишь барабаны - медные обручи, обтянутые кожей. Но есть еще и понятие «тимпания» - это вздутие газов в желудке животного, например, лошади. Поэтому в данном случае речь, думаю, идет о том, что Геракл разогрел горючие газы в недрах земли, чтобы вызвать «полет стимфалийских птиц». Хотя обычными стрелами их все равно не убъешь. «Птицы» «израсходовались» сами.»[1]
Добавлю только, что Афина – сернистый газ. А это – тоже условие конкретной химической реакции. Остров обитания стимфалийских птиц назывался Аретиас – а это указание на присутствие азота и его окислов.
Кроме того, присутствие магния в формуле стимфалийских птиц выводит нас на дешифровку образа Стимфала. Пелоп разрубил его на куски, чем вызвал неурожай и гнев богов за свое преступление. Но речь, видимо, идет о пропорциях и соотношениях калийных и магниевых удобрений, солей. Чем кислее почва, тем труднее усваивается магний, тем выше нормы внесения магниевых удобрений. Так что за преступлением Пелопа, возможно, стоит химическая реакция, связанная с образованием кислых почв.
Симплегады
Симплегады тоже были дешифрованы у Корсаковой как природные шлюзы. Гомер называет их Планктами, т.е. бродящими:
«Шумно волнуется зыбь Амфитриты лазоревоокой;
Имя бродящих дано им богами; близ них никакая
Птица не смеет промчаться, ни даже амброзию Зевсу
Легким полетом носящие робкие голуби; каждый
Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;
Каждый раз и Зевес заменяет убитого новым.
Все корабли, к тем скалам подходившие, гибли с пловцами;
Доски одни оставались от них и бездушные трупы»[2]
Далее Корсакова Т. пишет:
«При рассмотрении этого явления обычно пытаются представить именно скалы, движущиеся в направлении сначала К друг другу, а потом - друг ОТ друга. По горизонтали. Поэтому и должно сложиться впечатление движущихся.
Но рассмотреть явление можно и иначе. Если принять условное движение скал вертикальным - вверх - вниз. Тогда «подвижность» скал не обязательно будет движением самих гор. Но это будет движение воды, то заполняющей пролив между ними, то уходящей из него при отливе. Причем отлив может обнажать соединение скал сужающейся трещиной.
Тогда задача мореплавателей заключается в том, чтобы проплыть между скалами только во время прилива, пока не спала вода, иначе корабль будет опускаться вместе с уровнем воды вплоть до расщелины в скалах и окажется как бы раздавленным. Симплегады - это подобие природного шлюза.
Из мифов известно, что голуби, пролетающие между скалами, это плеяды - дочери титана Атланта. Они взяты Зевсом на небо. Но, по сути, являются горными нимфами. Кроме того, образ птицы в греческих мифах выступает порой как образ периода времени. По мифу именно они пролетают между скалами, их семь, а восьмой - погибает, но вновь возрождается Зевсом.
Кроме того, крылатый образ всегда сопутствует явлениям газообразным, летучим, воздушным. Так что плеяды и голуби могли быть образами особых запахов, воздушных масс, которые, в частности, приносили Зевсу на Олимп ту самую амброзию.
Тогда можно предположить, что появление голубей - это явления обнажения гор на разном уровне от спада воды и появления соответствующих новых горных пород - горных нимф. И только последний слой-уровень, оказывается, «умирает», «об утес убиваясь». Но возрождается Зевсом - неким явлением, возможно связанным с окислением горных пород на воздухе и сопровождающимся (возможно!) явлением электрической природы, раз это связано с Зевсом.
Пройти кораблям между скалами можно, ориентируясь по голубю - временному слою горной породы, который «отмечает» уровень спада воды, а, стало быть, и период.»
Здесь я не во всем согласна с Корсаковой, хотя она во многом предугадала мою дешифровку. Симплегады, похоже, действительно шлюзы. Но с учетом того, что образы голубей связаны с плеядами и вообще летучими соединениями, то можно утверждать, что в этих горах обнажались не просто горные породы. На поверхность выходили металлы, в том числе, возможно, щелочные и щелочно-земельные металлы, которые, как, например, калий и натрий, разлагают воду и выделяют из нее кислород. Это и есть образ голубей и амброзии Зевсу. Возможно, вода в этих природных шлюзах вообще не спадала, а именно разлагалась.
Смертный голубь в первой части работы я связала с образом смертной плеяды Меропы – соединения меди, которое вступало в необратимую реакцию, т.е. напрямую не разлагалось водой. Но, предварительно окислялось кислородом воздуха.
У аргонавтов Симплегады защепили хвост посланного голубя конец руля на корабле. Возможно, потому, что из щелочных металлов в составе экспедиции «Арго» был только калий (на данный момент дешифровки). В химическую реакцию между скалами была пущена проба из соединения имеющихся на корабле металлов. Голубя выпускает Эвфем, потомок Трезена, сына Пелопа. А это – указание на присутствие калия, но, скорее всего, в каком-то соединении.
Смущает меня лишь тот факт, что Симплегады по мифам должны были стать недвижимыми, когда проплывет между ними корабль. Возможно, речь идет о проведении глобальной природной реакции. Не будем забывать, что удачно пройти Симплегады аргонавтам помогла Афина, сернистый газ или серная кислота. Разбавленная серная кислота растворяет многие металлы цинк (кроме свинца и ртути). Она имеет сильную способность поглощать воду из атмосферы и органических материалов, расщеплять соли всех других кислот (кроме кремниевой). Так что серная кислота могла необратимо изменить условия химической реакции между Симплегадами.
Стойбище Гелиоса, дворец Гефеста, Ээт, медные быки Гефеста, кладбище Кирки
Стойбище Гелиоса – это природное пространство, из которой выходят пары фосфора.
Дворец Ээта работы Гефеста – явление довольно известных химических реакций, о которых я говорила в первой части работы.
Когда Ясон со своими спутниками вошел в город, густой туман упал на землю. Это покровительница Гера укрыла от глаз колхов пришельцев, чтоб они незамеченными дошли до дворца Ээта.
Вот рассеялся туман, и увидели герои многоколонный дворец с высокими башнями, с широкими воротами, ведущими на большой четырехугольный двор. По углам его стояли четыре фонтана. Из одного струей лилось молоко, из другого — вино, из третьего — душистое цветочное масло, из четвертого — ледяная прозрачная вода.
Там же в первой части работы образ Ээта я ассоциировала с фенолом, фенолфталеином. Поэтому благовонное масло фонтана может быть фенилэтиловым спиртом (фенилэтанол), бесцветной жидкостью с запахом роз.
Далее фенолфталеин и его раствор в этиловом спирте дает реакции с образованием т.н. вина, меда, молока из воды. Раствор фенолфталеина в этиловом спирте сам по себе на вид похож на воду (которую никто не собирается пить).
Для получения «вина» берется спиртовой раствор фенолфталеина и сода (карбонат натрия). В щелочной среде индикатор меняет цвет на малиновый. Понятно при этом, что сам эффект получения новой жидкости другого цвета впечатляет сам по себе и не связан с употреблением такого «вина». Хотя фенолфталеин – это сегодня известный слабительный препарат, старое название которого – пурген.
Для получения т.н. «меда» применяется реакция водного раствора хлорида кальция и жидкого стекла. Получается красноватая густая смесь, образуются силикаты кальция, идет гидролиз силиката натрия, образующаяся щелочная среда также обусловливает появление малинового цвета довольно условного меда. Здесь важен и цвет и консистенция для пущего эффекта.
Для получения т.н. «молока» используется хлорид кальция, сода (карбонат натрия) и вода, которые образуют белое непрозрачное соединение, быстро образующее осадок.
[1] Корсакова Т. Теоретическая реконструкция образов античных мифов на примере 12-ти подвигов Геракла
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Flyammarina.narod.ru%2Flinks.html&text=%F2%E2%EE%F0%F7%E5%F1%EA%E8%E5%20%F5%EE%E1%E1%E8%2C%20%F1%F2%E8%EC%F4%E0%EB%E8%E9%F1%EA%E8%E5%20%EF%F2%E8%F6%FB
[2] Гомер «Одиссея» (песнь двенадцатая, строфа 60-65)
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм