Язон (2)

7. В одном из вариантов мифа (Гиппий. Фрагмент 14 Diels) Ино названа Горгопидой («мрачноликая»), а это, как известно, эпитет Афины.

8. Обнаруживается параллель между утонувшей в море Геллой и утонувшей Ино. Обе являются лунными богинями, и миф о них звучит амбивалентно: он одновременно означает ночной заход луны и вытеснение лунного культа Геллы солярным культом Зевса. Обе являются морскими богинями: Гелла дала имя проливу между двумя морями, а Ино-Левкофея явилась Одиссею в образе чайки и не дала ему утонуть (см. 170.е).

9. Скорее всего, племя Афаманта переселилось с беотийской горы Лафистийи Афамании в Фессалийскую Афаманию у горы Лафистий, а не наоборот. Имеются прочные связи между Афамантом и Коринфом — царством его брата Сисифа. Кроме того, считается, что Афамант основал город Акрефию к востоку от Копаидского озера, причем в этом городе имелось «поле Афаманта» (Стефан Византийский под словом Acraephia; Павсаний IX.24.1). Несколько его сыновей также значатся как основатели беотийских городов. Об Афаманте довольно правдоподобно говорится, что он - сын Миния и царь Орхомена, что давало бы ему власть над Копаидской долиной и горой Лафистий (Схолии к Аполлонию Родосскому I. 230) и делало бы его союзником Коринфа против городов-государств Афин и Фив. Возможная причина северных странствий Афаманта и его прихода в Фессалию - жестокая война, которую вели Орхомен и Фивы и отголоски которой звучат в цикле мифов о Геракле (см.121. d). Неистовства Нефелы на горе напоминают рассказ о дочерях Миния, про которых говорится, что на горе Лафистий ими овладел приступ вакхического экстаза (Схолии к Ликофрону 1237). Так, как полагают, в Орхомене возник праздник Агриония.»[1]

 

Из этого  отрывка можно извлечь много новых подробностей, что:

озонидов – детей Афаманта и Нефелы – было даже трое;

Афамант женился на Нефеле по велению Геры, а значит, в реакции участвовал азот;

имя Афаманта земледельческое, значит, может быть связано с каким-то минеральным удобрением для почвы на основе того же калия и азота;

Фрикс и Гелла называются детьми Нефелы и Иксиона – это предположение в пользу идентификации их как азидов;

Ино, названная «горгопидой», олицетворяет не только Афину, но и кислоту, связанную с характерной реакцией на гидроокись кальция (например, гидрат извести, насыщаясь серной кислотой, образует гипс, а нейтрализацией фосфорной кислоты известковым  молоком производят фосфорное удобрение);

Нефела жалуется Гере и та насылает безумство на Афаманта - возможно, речь идет о соединении азота и калия при образовании селитры - KNO3 – в ее формуле представлены и Гера (азот) и Нефела (озон) фактически буквально;

-Дети Афаманта от  Ино и Фемисто – соли калия. Причем с кислотами на основе фосфора может образовываться несколько видов фосфатов;

-все перипетии между Ино и потомством Нефелы в споре за урожайность вполне можно отнести к вопросу об эффективности разных видов минеральных удобрений. За Ино – фосфаты, за детьми Нефелы – калий. Принести в жертву озонида Фрикса, возможно, означало, выделить калий для употребления его как удобрения;

-«Крылатый золотой баран, добытый Гермесом по велению Геры» в присутствии Афаманта – соединения на основе калия - и Фрикса – электрического тока озона – это уже чистая гальваника. А искупительную жертву для Фрикса выбрал Аполлон – углерод. 

Кроме того, не забудем, что Ино, как дочь Кадма и Гармонии, могла быть не только фосфорной, но и соляной, азотной, комплексной кислотой. Поэтому Леарх и Меликерт могли быть солями разных кислот, чистыми элементами, выделенными из формул родителей и пр.

А Афамант в виде калийной селитры – явление взрывоопасное. Комбинации веществ, синтезировать которые можно на основе фосфора, калия, хлора – это основа для производства бомб. Так, например, смесь хлората калия и красного фосфора взрывается сразу после составления с большой силой. Этим, наверное, можно объяснить часть мифа об Афаманте и Леархе. Тогда Ино-Левкофея – это растворенная в воде фосфорная кислота, а Меликерт – ее соль.

Остается пока недешифрованной Фемисто, но ее дети были уничтожены фосфорной кислотой Ино. Сюжет с переодеванием в черные и белые одежды детей Афаманта от разных жен может быть связан с реакциями по получению черного и белого пороха. Черный порох получают с использованием нитрата калия – калийной селитры, а белый – является продуктом обработки растительной клетчатки смесью азотной и серной кислот. Так что Фемисто могла быть либо азотной либо серной кислотой.

И еще. Присутствие младенца Диониса в мифе об Афаманте лишь подтверждает, что Афаманта можно дешифровывать как калийное соединение. На примере дешифровки образов пелопидов мы уже видели связь между калием и этиловым спиртом. Думаю, что в данном случае речь может идти об образовании вино-кислого калия.

 

Рождение и происхождение Язона (Иасона = «целителя»)

Генеалогия  Язона идет опять от детей Эола – Кретея и Салмонея.

Начнем с Салмонея (Кретей до союза с Тиро мало чем примечателен). Салмоней в союзе с Алкидикой (имя супруги  Салмонея напоминает о кальции. Сходное имя  – дочь Эола, Алкиона) имел прекрасную дочь Тиро. Но сама  Алкидика умерла при родах. Далее с Тиро сходится Посейдон и она порождает близнецов Пелия (темный) и Нелея (неистовый). И только затем на ней женится Кретей, от которого она порождает Эсона, Амифаона и Ферета.

Эсон в союзе с Полидорой – сестрой Антиклеи, дочери Автолика, рождает Язона.  Мифы нечасто упоминают о том, что у Язона был брат – маленьких Промах, которого в младенческом возрасте убил Пелий, ударив ребенка головой о мраморный пол. Не говорят и о  том, что мать Язона – Полидору – называют в мифах также и  Алкимедой. И здесь мы опять видим намек на присутствие кальция.

Салмоней был братом Сизифа – карбоната кальция, Деионея – фосфора или какого-то фосфорного соединения, Афаманта и Периера – каких-то калийных соединений. Пока из мужского потомства Эола дешифрованы только эти образы.

Можно заметить, что калий и кальций встречаются довольно часто среди потомства Эола. В истории рода Язона они тоже присутствуют: калий (Афамант, Салмоней) и кальций (Алкидика, Сизиф). Баланс между калием и кальцием в организме человека сегодня общеизвестен. Избыток калия может привести к дефициту кальция. Известен и баланс калия и кальция в почве, связанный с процедурами изесткования кислых почв.

Образ Салмоней в мифах негативный. Грейвс Р. пишет:

 

«Салмоней, сын или внук Эола и Энареты, царствовал какое-то время в Фессалии, а потом возглавил эолийскую колонию в восточной части Элиды, где построил город Салмону недалеко от истока реки Энипей, притока Алфея [1] . Подданные ненавидели Салмонея, а сам он в своем царском высокомерии дошел до того, что стал переносить жертвы Зевсу на свои собственные алтари и объявил себя Зевсом. Он даже ездил по улицам Салмоны, волоча за своей колесницей бронзовые котлы с натянутыми на них шкурами, чтобы гром их напоминал гром Зевса, а еще он бросал в небо дубовые факелы, часть которых, падая, обжигала царских подданных, которые должны были принимать эти факелы за молнии. Однажды Зевс наказал Салмонея, метнув в него настоящий перун, который не только уничтожил его вместе с колесницей и всем остальным, но и сжег дотла весь город [2].

b. Жена Салмонея Алкидика умерла от родов задолго до этих событий, произведя на свет прекрасную дочь Тиро. Тиро воспитывала ее приемная мать Сидеро, которая, после того, как их семья была изгнана из Фессалии, стала относиться к Тиро жестоко. Изгнаны же они были потому, что Тиро убила двоих сыновей, которые у нее родились от злого родственника Сисифа. Теперь же она влюбилась в речного бога Энипея и день за днем ходила по берегам реки, жалуясь на свое одиночество. Однако хотя речной бог и был удивлен и польщен такой страстью, он даже намеком не ответил на ее любовь.

с. Этой неловкой ситуацией решил воспользоваться Посейдон. Приняв облик речного бога, он пригласил Тиро встретиться с ним у слияния Энипея и Алфея, а когда она явилась, наслал на нее волшебный сон. Чтобы никому не были видны его проделки с ней, огромная, как гора, волна поднялась над ними и опустила гребень по другую сторону. Когда Тиро пробудилась и обнаружила, что над ней было совершено насилие, то долго не могла прийти в себя от такого обмана, на что Посейдон только рассмеялся и посоветовал ей не показываться дома и помалкивать о том, что произошло. В награду, добавил он, ты родишь прекрасных близнецов, у которых будет отец познатнее, чем какой-нибудь простой речной бог [3].

d. Тиро умудрилась скрывать свою тайну до тех пор, пока не родила обещанных близнецов, но, не в силах противостоять нападкам Сидеро, она отнесла их на гору. Проходивший мимо табунщик взял детей домой, однако племенная кобыла успела лягнуть старшего из братьев в лицо. Жена табунщика выходила детей, причем того, которого лягнула кобыла, она кормила кобыльим молоком и назвала его Пелий, а второго, названного ею Нелей, она кормила молоком суки, которая была ему как бы «приемной матерью», откуда он и приобрел свой дикий нрав. Однако некоторые утверждают, что братьев обнаружили, когда они плыли вниз по Энипею в деревянном ковчеге. Как только Пелий и Нелей узнали, кто их настоящая мать и как жестоко с ней поступили, они решили отомстить за нее. Сидеро спряталась от них в храме Геры, но Пелий все равно настиг ее, когда она в поисках спасения вцепилась в выступы алтаря. Это была первая из множества обид, которые Пелий нанес богине [4].

е. Тиро впоследствии вышла замуж за своего дядю Кретея, основателя Иолка, и родила ему Эсона, отца аргонавта Ясона. Кретей усыновил Пелия и Нелея и относился к ним как к родным сыновьям [5].

f. После смерти Кретея близнецы поссорились: Пелий захватил трон Иолка, изгнал Нелея, а Эсона стал держать пленником во дворце. Нелей, призвав внуков Кретея — Мелампа и Бианта, — вместе с пестрой толпой ахейцев, фтиотийцев и эолийцев отправился в землю Мессению, изгнал лелегов из Пилоса и так прославил этот город, что сейчас даже считается его основателем. Он женился на Хлориде, однако всех их двенадцать сыновей, кроме Нестора, нечаянно убил Геракл [6].

1 Аполлодор I.7.3; Гигин. Поэтическая астрономия II.20; Страбон VIII, 3.32.

2 Диодор Сицилийский IV.68.1; Аполлодор I1.9.7; Гигин. Мифы 61.

3 Аполлодор I.9.8; Гомер. Одиссея XI.235 и cл.; Лукиан. Морские разговоры 13.

4 Аполлодор: Цит. соч.; Софокл. Тиро. Цит. по: Аристотель. Поэтика XVI. 1454Ь.

5 Павсаний IV.2.3; Аполлодор I.9.11; Гигин. Мифы 12.

6 Гесиод. Теогония 996; Схолии к "Алкестиде" Еврипида 249; Диодор Сицилийский IV.68.6; Павсаний IV.2.3; 36.1 и Х.29.3; Гомер. Илиада XI.682.

* * *

1. Антигон из Кариста («Свидетельство о чудесных вещах» 15) пишет, что в Кранноне была приносящая дождь бронзовая повозка, которую во время засухи люди возили по ухабам, чтобы она тряслась и гремела, а также разливала воду (если судить по краннонским монетам) из стоявших на ней кувшинов. И, как утверждает Антигон, после этого всегда шел дождь. Отсюда следует, что магия, к которой прибегал, чтобы вызвать дождь, Салмоней, была, вероятно, общепринятой религиозной практикой наряду со стуком гальки в пустой тыкве, постукиванием о дубовые двери, перекатыванием камней в сундуке, ритуальными плясками, бряцанием щитами и размахиванием поющими раковинами. Салмонея стали изображать как преступника только после того, как ахейцы запретили всякое олицетворение Зевса (см. 45.2). Судя по дырявому сосуду данаид (см. 60.6) и «коровьему» танцу аргивян (см. 56.1), вызывание дождя первоначально было чисто женским делом, что можно и сейчас еще наблюдать у некоторых первобытных африканских племен, например хереро и дамара. Лишь со временем, когда царица разрешила подменять себя царю-жрецу, дождевая магия оказалась в его руках (см. 136.4).

2. Тиро была матерью-богиней жителей Тира и тирренян или, как их еще называли, тирсенян, а также, возможно, и тирифян*. Вероятно, ее имя бытовало еще до прихода эллинов, но от него в греческом языке возникло слово tyrsis («укрепленный город») и близкое к нему понятие «тирании». Плохое к ней отношение со стороны Сидеро напоминает отношение Дирки к Антиопе в очень похожем мифе (см. 76 .a); первоначально этот миф мог запечатлеть порабощение тирийцев их соседями сидонцами. Считалось, что речная вода оплодотворяет купающихся в ней невест, кроме того, купание входило в очистительный ритуал после менструации или деторождения. Поэтому не исключено, что, как и Скамандр (см. 137. 3), Энипей в связи с Тиро упоминается как лишающий девственности. Притча о соблазнении Тиро Посейдоном — это попытка объяснить, почему потомки Салмонея иногда называются «сынами Энипея», где первоначально был их дом, а иногда — «сынами Посейдона» за их морскую славу. Тот факт, что ранее отцом детей Тиро был Сисиф, предполагает утверждение в Салмоне коринфского культа солнца, причем Антиопа также находится в брачных отношениях с Сисифом (см. 76 .b) .

3. Ковчег, в который Тиро положила близнецов, отправив их вниз по течению Энипея, скорее всего, был сделан из ольхи, как и тот, в котором Рея-Сильвия отправила вниз по Тибру Ромула и Рема. Ссора между Пелием и Нелеем, а также между Этеоклом и Полиником, Акрисием и Претом, Атреем и Фиестом, а также между другими такими же парами царей, вероятно, свидетельствует о распаде системы, согласно которой царь и его танист правили по очереди одним и тем же царством по пятьдесят месяцев каждый (см. 69.1; 73 а и 106.b).».[2]

 



[1] Грейвс Р., Афамант http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/56-84/70.htm

[2] Салмоней и Тиро http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.sno.pro1.ru%2Flib%2Fgraves%2F56-84%2F68.htm&text=%F1%E0%EB%EC%EE%ED%E5%E9

Новости из будущего

Россиянами придумана  живая  "машина времени", благодаря которой каждый может не только увидеть, но и моделировать свое будущее и будущее своей страны.

 

Персоной нон-грата должен стать грузинский лидер

Не понимаю, почему до сих пор нашими дипломатами "человек, похожий на Саакашвили" не объявлен персоной нон-грата?

Нужен ли России Министр культуры, целующий ручку патриарху?

На днях по телевизору видел министра культуры Авдеева на каком-то православном мероприятии. Честно сказать - покоробило

Давайте сверим цены

По предложению одного из читателей сайта, считаем возможным попробовать самим отслеживать цены на продукты питания и индекс инфляции в Москве. Зачем? Для того, чтобы сравнить с официальными данными.