Олимпийский миф творения. Гея и Уран

Загрузка ...

1.3. Олимпийский миф творения. Гея. Уран[1]

 

В начале всех вещей из Хаоса возникла мать-Земля и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и деревья, а также соответствующих им зверей и птиц. От того же дождя начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера и реки.

ГЕЯ (Γαiα) - в греческой мифологии мать-земля. … Гея  родилась вслед за Хаосом (Hes. Theog. 116 след.). Она одна из четырёх первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги.

Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Её порождения также  - Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких (126—153). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери.

Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по её наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и прекрасная Афродита (154—206).

Брак Геи и Понта-моря дал начало целому ряду чудовищ (237—240). Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи — титанами победили последних, сбросив их в тартар, и поделили между собой мир (674—740).

Гея не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто даёт им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса (470—486). По её совету Зевс освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии (624—628, 713—717, 734 след.). Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну (ср. Hom. Il. I 5). Золотые яблоки — её дар Гере (см. Геспериды). Известна мощная сила, которой Гея питала своих детей; её сын Антей был неуязвим благодаря именно этой силе. Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийцев (в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, которого уничтожил Зевс) (Hes. Theog. 821—868). Её порождением был дракон Ладон. Потомство Геи — ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, т.е. смешением животных и человеческих черт (напр., Эхидна — дева-змея). С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и её законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой (Aeschyl. Prom. 209—210) и имела своё древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем Аполлона. Образ Геи частично воплотился в Деметре, с её благодетельными для человека функциями, в богине-матери с её неиссякаемым плодородием, в Кибеле с её оргиастическим культом.

Олимпийский миф творения более целостен и последователен. Во всяком случае, он имеет продолжение в других образах, например, потомков Геи аж до десятка и более колен. Но начинать его дешифровку я бы предложила  не с образа Геи, а с образа Хаоса. И здесь я хотела бы сделать несколько  замечаний.

1. Хаос, воспетый Гесиодом в «Теогонии», не обязательно является привычным для нашего понимания беспорядком всего мироздания, в котором пребывал мир до божественного творения. Несмотря на то, что музы говорят Гесиоду: «Прежде всего, во Вселенной Хаос зародился»[2], древнегреческое слово «хаос» некоторые исследователи производят от глагола «хайно» - раскрываюсь, разверзаюсь. Исходя из этой версии, хаос у Гесиода – это не первичное беcфopменное состояние мира, а зияние, буквально зев между небом и землей, который возник еще до появления земли и неба. А это нелогично.

Моя версия – под хаосом понимается зияющая бесформенная бездна, образовавшаяся на самой Земле. Именно с этого момента, как результата  некоего катаклизма, и начинаются все дальнейшие процессы расщепления целостности и образования новых веществ, глобального изменения форм - метаморфоз.

Но у Гесиода такой «вброс» хаоса не случаен. Явление гесиодовского хаоса устанавливает новое основание мироздания в отличие от первозданной гармонии у Овидия. По свидетельству некоторых историков, Гесиод писал заказные жреческие тексты. Возможно, ставя в основание мира хаос, он выполнял определенный социальный заказ – подменить мировоззренческие истоки, привнести хаос в основание и таким образом подвести людей к необходимости поиска нового порядка и смысла. Какого? Такого, который исходит из уст его заказчиков - жрецов.

2. Еще один момент. По некоторым мифам Хаос породил Гею, Тартар, Никту, Эрот и Эреб в союзе с Калиго – дочерью Гелиоса. Более подробно об образе Гелиоса я скажу позже, но, забегая вперед, следует заметить, что Гелиос – это не солнце, а лишь ассоциация с солнцем, его подобие. На самом деле – это явление земных недр. Поэтому и Калиго есть продукт земных недр и, возможно, та самая причина привнесения хаоса в земную жизнь.

3. Исходя из предложенного понимания хаоса, утверждение Гесиода о том, что в великой бездне хаоса «и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской,  и от звездного неба все залегают один за другим и  концы и начала страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут»[3] не обязательно расценивать буквально. Можно предположить и другую трактовку: катаклизм, случившийся на планете, был столь глобален, что охватил глубины мироздания, т.е. тот его «слой», в котором изначально залегали основные причины, порядок равновесия мировых начал, ранее установленный, но теперь нарушенный.

Да, и теперь, после катаклизма, в Тартаре снова залегают концы и начала мира, но только уже в новом соотношении, вынужденно-новом порядке.

4. Далее следует отметить, что Гея-земля была не единственным порождением Хаоса. Гесиод пишет:

 

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись…[4]

 

Итак, порождение Хаоса есть целое семейство явлений и образов:

 

1. Гея – «широкогрудая», темная земля;

2. Тартар  - «сумрачный», «в земных залегающий недрах глубоких»;

3. Эрос  - «сладкоистомный», что «душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает»;

4. Никта - черная ночь;

5. Эреб – «угрюмый».

 

Никто, как правило, не соединяет ВСЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ в единое целое, как разные стороны одного геологического процесса. Гея рассматривается отдельно, Тартар – сам по себе и в последующем союзе с Геей, Нюкта и Эреб – сами по себе и во взаимном союзе. А ведь речь идет о родственных и взаимосвязанных структурах и образованиях, часть из которых вышла на «лицо Земли», часть – образовала под землей новые соединения. Посмотрите на образы Никты и Эреба. Это сестра и брат Геи, они тоже оба темные, черные. Даже беглый взгляд на эти образы не убеждает меня в том, что они всего лишь  ассоциируются со звездной ночью, но на самом деле есть явления подземного мира, недр.

Поэтому в олимпийском мифе творения речь идет о том, что в результате какого-то катаклизма оказались обнажены земные недра и запущены принципиально новые процессы в глубинах Земли, в том числе процессы, связанные со вспышкой света Гемерой (дочерью Никты и Эреба или Гелиоса или Хаоса) и образование какого-то газа - Эфира – подобного небесному.

Что же получается? Получается принципиально новая трактовка мифологических первообразов.

1. Так, Гея – это и есть темная земля, земные недра. Но Гея названа еще и «широкогрудой». Что это значит? Значит, на «лице Земли» появились явления, схожие с женской грудью - вулканы, гейзеры (грязевые, глиняные, прочие), каждый из которых изливал потоки вещества:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это некогда Земля была «всеобщим приютом безопасным». А теперь она стала «широкогрудой». Это значит также, что земной пра-материк получил пробоину и буквально вздыбился, вспучился. Возможно, образ расколовшегося надвое пра-материка вызвал к жизни эпитет «широкогрудая».

(Может быть, именно поэтому среди детей Геи появляются Горы, но я считаю, что надо отдельно рассматривать образ Ор). 

2. Разлом некогда единого пра-материка был связан с образованием полости в глубинных земных недрах – Тартара, где оказались заключены потоки вещества. Глубинные энергии, сокрытые прежде в недрах Земли, были выпущены наружу и стали господствовать на небосводе. Вступив во взаимодействие со «старыми» энергиями, прежде «господствовавшими» в атмосфере,  они, благодаря новым химическим реакциям, закачали старые (более тяжелые газы) в Тартар. Но эксперимент не прошел бесследно.  Порождение Геи и Тартара - Тифон, Пифон, Ехидна стали не просто разнузданными стихиями. В те далекие времена это был ответ Земли на неразумную деятельность человека. Впрочем, как и сегодня.


[1] цитата по: http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.ancientrome.ru%2Freligia%2Fgreece%2Fperson%2Fgaia.htm&text=%20%C3%E5%FF%20%EF%EE%F0%EE%E4%E8%EB%E0%20%F3%F0%E0%ED%E0&reqtext=(%C3%E5%FF%3A%3A21551%20%26%26%2F(7%207)%20%EF%EE%F0%EE%E4%E8%EB%E0%3A%3A101436%20%26%26%2F(7%207)%20%F3%F0%E0%ED%E0%3A%3A331000)%2F%2F6&dsn=0&d=2778381&sh=5&sg=44&isu=1

http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fkarolinga.boom.ru%2Ff18%2F3.htm&text=%E3%E8%E5%F1&reqtext=%E3%E8%E5%F1%3A%3A1819103916&dsn=0&d=3467508&sh=4&sg=21&isu=1

Лит.: Dieterich A., Mutter Erde, 3 Aufl., Lpz., 1925; Mayer A., Erdmutter und Hexe, Münch. — Freising, 1936. А.А. Тахо-Годи

 

[2] Гесиод, Теогония, 116

[3] там же 736 - 739

[4] Гесиод, «Теогония»