Дети Иапета
1.7.2. Дети Иапета: Прометей, Эпиметей, Атлант, Менетий
Имя Прометей по мифам означает «мыслящий прежде», «предвидящий», в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом».
По словам самого Прометея, он - сын Геи-Земли, отождествляемой с Фемидой (Эсхил «Прометей прикованный»). Согласно ряду источников, Прометей вылепил первых людей из земли и воды и создал их смотрящими в небо, по подобию богов, но сделал это по воле Зевса. Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.
Эпиметей якобы виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться».
Согласно Эсхилу «все искусства людей от Прометея», причем, оказывается, что он наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать.
Однако в других источниках о роли Прометей в культурном развитии человечества даже не упоминается. Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением. He сумел он им вложить стыд и правду, которые ввел среди людей Зевс через Гермеса. Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра были потомками Прометея и Эпиметея. Они и создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину.
С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнем, причем Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей. Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею, а не Афине и Гефесту приписывается создание первой женщины. Афина даже помогает Прометею похитить огонь. Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор
Введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром,- заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей.[1] Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и самого титана: в результате Зевс лишает людей огня.
В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла.
Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом. За возможность сойти в Аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею свое бессмертие.
У Павсания сохранилось сообщение о том,- что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30,2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем он был. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях.
Четыре сына Иапета (разлома земной коры) и Фемиды (сернистого газа), или Метиды (сероводородной воды), или Климены (океаниды, содержащей примеси разных химических элементов, преимущественно кальций) являют собой разные аспекты одного и того же процесса – деформации пра-контитента и образования новых химических соединений.
Так, образ Прометея олицетворял процессы образования гор и глин.
Разлом земной коры заполнялся грунтовыми водами. Поверхность Земли искривлялась. Где-то образовывались впадины, где-то складки. На поверхность выходили минералы, в том числе полевые шпаты, алюмосиликаты. В условиях выветривания они разлагаются с образованием глин, а в условиях жаркого климата и высокой влажности конечным продуктом их разложения могут оказаться бокситы (красная земля, краснозем).
Почему я заговорила о красной земле? Потому что одной из характерных примет Прометея является его «печень», которую клюет зевсов орел. А Прометей был прикован к горам, правда, на Кавказе.
Но в природе встречаются т.н. красные горы не только на Кавказе. Такое место есть на Камчатке – и оно связано с явлениями выхода на поверхность Земли самородной серы, сернистого газа и появлением озер с серной кислотой, образованием вулканических туфов:
Авачинский вулкан
На его вершине и вокруг – очаги выбросов сернистого газа и выхода самородной серы – фумаролы.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб